Психопрофилактика абортов в нашем учреждении в текущий период времени ведётся в полном объеме. При наступлении нежелательной беременности женщин направляют на предабортное консультирование к психологу. Интересный факт: принять решение об аборте может даже женщина с отрицательным отношением к этому феномену. По жизни она негативно относится к прерыванию беременности и детей любит, но попадая в ситуацию сильного стресса (коим и является незапланированная беременность) — зацикливается на том, что именно аборт решит все проблемы разом. В ходе беседы со специалистом, есть возможность вернуть женщину к ее собственному пониманию аборта.
Суть работы психолога — простимулировать у посетительницы переформулирование проблемы с ориентиром на её адаптивное преодоление; помочь женщине посмотреть на сложившуюся ситуацию шире и более объективно, чтобы принять взвешенное осознанное решение.
Осуществляется:
- помощь женщине в адекватной оценке ее внешних (социальных, экономических, юридических) и внутренних (личностных) ресурсов, в выявлении истинных мотивов прерывания или сохранения беременности, в очерчивании положительных перспектив и новых возможностей, которые ребенок привнесёт в жизнь женщины и её окружения;
- выявление конструктивных способов преодоления стресса, то есть: возможность сохранения текущей беременности с учетом имеющихся у женщины ресурсов; акцент на наличие прав у зародившегося ребенка (как бы странно это не звучало); анализ семейных отношений; формирование и/или укрепление негативного отношения к абортам на будущее; рекомендация обсуждения с врачом-гинекологом наилучшего для конкретной женщины способа контрацепции и т.д.
Работа по профилактике абортов до наступления нежелательной беременности предполагает комплекс мер и взаимодействие различных структур образования, соцзащиты, здравоохранения, отделов по работе с молодежью, религиозных организаций в рамках традиционных конфессий, СМИ, ТВ, интернет-сообщества, а также семейного участия и т.д.
Общая цель — методичное целенаправленное формирование с малолетства установки на ценность человеческой жизни. Это предполагает оберегание ее от начала (зарождения) до конечной точки жизненного пути; также значим приоритет общечеловеческих ценностей (в том числе, семейных) над материальными благами.
Возможные мероприятия, направленные на профилактику абортов:
Охват врачами-гинекологами женщин детородного возраста средствами эффективной контрацепции (информирование о способах контрацепции и их индивидуальный подбор).
Контрацепция после родов (информирование о возможности новой беременности на фоне лактации, предварительный подбор средства контрацепции на поздних сроках текущей беременности и их использование в послеродовый период).
Профилактика повторного аборта (подбор средства эффективной контрацепции на послеабортный период).
Пропаганда здорового образа жизни (он напрямую влияет на репродуктивную функцию, обеспечивает условия для вынашивания плода).
Оформление информационных стендов с их размещением в легкодоступных местах (в учреждениях здравоохранения, в образовательных заведениях, в отделах молодежи и др., там, где они доступны для целевой аудитории), обеспечение населения раздаточным материалом (памятки.
буклеты и др.) о вреде абортов, а также со стимулирующей информацией о привлекательности родительской роли.
Информация по темам: «Негативные последствия аборта» (в том числе с акцентом на аборты в раннем возрасте), «Инфекции, передающиеся половым путем», «Возможности планирования беременности», «Современные способы и средства контрацепции», «Меры социальной и юридической защиты при вынашивании беременности и рождении ребенка», «Половое воспитание подрастающего поколения сегодня — это здоровая нация в будущем», «Подросток-это еще ребенок или уже взрослый?», «Быть родителями — это престижно и ответственно», «Папа, мама, я — здоровая семья», «Крепкая семья — лучшая профилактика абортов» и др.
Создание «Школы родителей» для обучения обоих будущих родителей.
Предоставление информации о функционирующих в области-регионе кризисных центрах, телефонах доверия и других организациях, полезных в свете рассматриваемой тематики.
Выступления в СМИ, публикации в печати по соответствующей тематике, размещение информации на сайте МУЗ в интернете.
Разъяснительная работа с подростками (обязательно и с девочками, и с мальчиками; в зависимости от темы обсуждения — либо раздельно, либо в одной группе), родителями, учителями, воспитателями образовательных учреждений и другими лицами, заинтересованными в физическом и моральном здоровье нации.
Все мероприятия по вопросам просвещения населения должны проводиться в настоятельно-рекомендательном формате, в доверительной форме, при условии добровольного согласия человека, с соблюдением законных прав граждан и принципов этики и деонтологии.
в современном мире стимулируется приверженность молодежи стереотипу поведения с высокой сексуальностью и вседозволенностью, без демонстрации последствий подобного поведения. Беременность в возрасте от 13 до 18 лет называют ранней. Широко распространена проблема ранних абортов, когда подростки сталкиваются с фактом реальной беременности (и сама девочка, и ее сотоварищ по соитию) просто по малограмотности в ряде вопросов и при отсутствии у них сформированной жизненной позиции, как таковой, и по отношению к абортам, в частности. Вся ответственность по вопросу сохранения беременности автоматически делегируется родителям: решение о сохранении ранней беременности в подавляющем большинстве случаев вынуждена делать мать подростка (потенциальная бабушка).
Осуществление мероприятий по предупреждению абортов (и профилактике безответственного сексуального поведения в целом) надо начинать задолго до того, как нежелательная беременность может случиться.
Для детского сада и начальной школы: в привычной для ребенка данного возраста игровой форме ряд тематических занятий на тему семьи, родительства, участия в общих делах и т.п. Например:
— кто такие мама и папа? (что говорят, как себя ведут и т.д.) — суть в том, что дети копируют взрослых автоматически, у них постепенно накапливается информация о поведении и различии полов; в наше время с модными «голубыми» тенденциями, важно акцентировать, что родители — это люди разнополые…
-далее надо задавать детям адекватные стереотипы поведения мамы и папы (у всех семьи разные, образцы подражания взрослым тоже могут быть разными, но ребенку в силу его возраста сложно оценить, что — хорошо, что — плохо)…
- кто такой ребенок и зачем он нужен родителям? (кстати, информация полезна для взрослых — каким видит меня мой ребенок?..)
- чем я помогаю своим родителям и близким?..
- с помощью родителей найти и выучить стихотворение на тему семьи, возможно текст детской песни на тему дружбы и т.п.
- рисунки, составление коллажей, написание небольших рассказов и т.п. на тему «Один день из жизни моей семьи», «День, когда вся семья в сборе», «Как мы вместе проводим время?» (это может быть будний день, праздник, выходной, поездка-поход и др.; главное — члены семьи что-то делают сообща, объединены общей целью)…
И подростки, и те, кто с ними взаимодействует реально каждый день (родители, учителя и др.), должны иметь определенный багаж знаний, касающийся упорядоченности сексуальных связей и профилактики абортов.
С подростками-старшеклассниками деликатные темы обсуждаются в ходе обучения в школе (лекционный материал должен сопровождаться выражением своего мнения самими подростками, их вопросами, демонстрацией наглядных материалов, обучающих фильмов на заданную тематику и т.д.). Если в списке школьных предметов есть «Этика семейной жизни», то возможно обсуждение значимости семейных ценностей, различий в восприятии мужчиной и женщиной сексуальных отношений, ответственности обеих сторон при наличия беременности и т.д. Образование и здравоохранение могут объединить свои усилия — напрямую пригласить докторов (гинеколога, инфекциониста, нарколога и т.д.) в школу, чтобы они в рамках нескольких учебных часов, отведенных на биологию-анатомию, в простой доходчивой форме побеседовали сучащимися на конкретные темы.
Возможные темы:
«Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека» (вредные привычки, хронические соматические заболевания, инфекции, нервные и гормональные сбои, в том числе в результате абортов у женщин и др.)
«Инфекции, передающиеся половым путем» (в том числе ВИЧ, гепатиты)
«Ранние половые отношения: их влияние на растущий организм»
«Возможности контрацепция на современном этапе развития медицины и фармакологии»
«Как уберечь ребенка от аборта?»
«Доверительные отношения родителей и ребенка — один из способов профилактики ранней беременности»,
«Плюсы и минусы ранней беременности»
«Негативные последствия абортов» (в том числе, ранних)
«Особенности внутриутробного развития ребенка: мама, а каким я стану за 9 месяцев в твоем животике? а как ты готовишься к встрече со мной?» (акцент на том, что уже развивается жизнь)
«Семья — это по-взрослому: любовь и ответственность»
«Здоровые родители-здоровый малыш в потенциале»
«Как стать ответственным родителем, кто меня научит?» и др.
Полезно расширить кругозор и взрослым. Для родителей можно задействовать несколько родительских собраний — сделать их тематическими. Иногда родитель сам недостаточно владеет вопросами сексуального воспитания, сам обходит стороной деликатную тему или просто выдает угрозы по поводу санкций при не-верном поведении ребенка. Родители — люди занятые, у них не всегда есть силы и время на то, чтобы спокойно сесть и задуматься о том, каким вырастает его ребенок. Помимо лекций на тревожные темы, можно предложить родителям мини-сочинения (минут на 20); суть этих упражнений — простимулировать работу мозга на деликатную тему взросления ребенка (ведь родитель может придерживаться принципа: «придет время — ребенок все сам узнает про отношения полов»). Например, ситуации для родителей:
- малолетняя дочка говорит, что беременна; какова моя первая реакция? какие эмоции, мысли, действия? как я должен поступить? и др.
- мой сын говорит, что его подружка беременна; какова моя первая реакция? какие эмоции, мысли, действия? как я должен поступить? и др.
- что я знаю о своем ребенке — интересы, контакты, досуг и др.?
- насколько отличается мой ребенок, когда он дома, в школе, вне рамок непосредственного контроля положительных взрослых?
- каким воспринимает меня мой ребенок?
- каким я воспринимаю себя как родителя?
- какой пример я лично подаю своему ребенку (и позитив, и негатив)?
- степень моральной готовности стать молодыми бабушкой-дедушкой?
Для учителя тоже полезна ориентация в вопросах профилактики абортов — и с учениками будет себя более компетентным чувствовать, если зададут неудобные вопросы; информацию об особенностях взросления нынешних подростков до родителей может донести; и для личного пользования пригодится (ведь учителя-сами родители).
Обш,ий вывод таков. Профилактика абортов и их осложнений — важная медико-социальная проблема. Решать ее надо совместными усилиями госорганов, медицинских и социальных служб, общественных организаций и самого населения.